Мой сайт
Вторник, 02.07.2024, 10:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июль » 11 » ГРОМКОСТЬ-ГРУЗИНСКАЯ
05:16
 

ГРОМКОСТЬ-ГРУЗИНСКАЯ

windows-1251ГРОМКОСТЬ-ГРУЗИНСКАЯ

ГРОМКОСТЬ-ГРУЗИНСКАЯ

ГРОМКОСТЬ ЗВУКА, величина, характеризующая слуховое ощущение для данного звука. Г. з. сложным образом зависит от звукового давления (или интенсивности звука), частоты и формы колебаний. При неизменной частоте и форме колебаний Г. з. растёт с увеличением звукового давления (рис.). При одинаковом звуковом давлении Г. з. чистых тонов (гармонических колебаний) различной частоты различна, т. е. на разных частотах одинаковую громкость могут иметь звуки разной интенсивности. Г. з. данной частоты оценивают, сравнивая её с громкостью простого тона частотой 1000 гц. Уровень звукового давления (в дб) чистого тона с частотой 1000 гц, столь же громкого (сравнением на слух), как и измеряемый звук, наз. уровнем громкости данного звука (в фонах). Г. з. для сложных звуков оценивают по условной шкале в сонах. Г. з. является важной характеристикой звука музыкального. См. также статью Динамика (в музыке).

Кривые равной громкости - зависимость уровня звукового давления (в дб) от частоты при заданной громкости (в фонах)"

http://dshinin.ru/The_big_Soviet_Encyclopedia/Bse/GOGO-KONG/0718-11.jpg




ГРОМОВ Валериан Иннокентиевич [р.27.2(10.3). 1896, Кяхта], советский геолог и палеонтолог, доктор геолого-мине-ралогич. наук (1940), засл. деятель науки РСФСР (1962), проф. (1963). С 1926 работает в системе АН СССР; зам. пред. Четвертичной комиссии АН СССР, зав. Отделом четвертичной геологии Геол. ин-та АН СССР (1941-70).

Основные исследования посвящены вопросам биостратиграфии и палеогеогра-фии четвертичных отложений и геологии палеолита. Впервые установил для территории СССР последовательность в смене четвертичных фаун, их значение в стратиграфии, а также в датировке палеолитических стоянок. За работу "Палеонтологическое и археологическое обоснование стратиграфии континентальных отложений четвертичного периода на территории СССР" (1948) удостоен премии им. Карпинского (1947) и Гос. пр. СССР (1950). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Материалы к изучению четвертичных отложений в бассейне среднего течения р. Оби, "Труды Комиссии по изучению четвертичного периода", 1934, т. 3, в. 2; Краткий систематический и стратиграфический обзор четвертичных млекопитающих СССР, т. 2, М.- Л., 1939; Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь, М., 1966 (соавтор).

Лит.: Четвертичная геология и геоморфология Сибири, ч. 1-2, Новосибирск, 1969; Никифорова К. В., Значение трудов Громова В. И. в развитии четвертичной геологии Сибири, "Бюл. Комиссии по изучению четвертичного периода АН СССР", 1966, № 32.

ГРОМОВ (Мамонов) Игнатий Владимирович [29.1(10.2). 1884, с. Красное, ныне Павловского р-на Воронежской обл.,- 15.2.1971, Новосибирск], советский партийный деятель, один из руководителей партиз. движения на Алтае в годы Гражд. войны 1918-20. Род. в крест. семье. Чл. Коммунистич. партии с 1918. Боролся за установление Сов. власти в Каменском уезде, где стал пред. уездного Совета. Делегат 3-го Всеросс. съезда Советов (1918). В 1919 командир корпуса партиз. армии Е. М. Мамонтова (до окт. 1918 командовал партиз. отрядом). В последующие годы на сов. работе в Сибири. С 1946 персональный пенсионер. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалями.

Лит.: Партизанское движение в Западной Сибири (1918 -1920 гг.). Документы и материалы, Новосиб., 1959, с. 731; Омбыш-Кузнецов С О., Повесть о партизане Громове, Новосиб., 1958.

ГРОМОВ Михаил Михайлович [р.12(24). 2.1899, Тверь, ныне Калинин], ген.-полковник авиации (1944), Герой Сов. Союза (28.9. 1934), засл. лётчик СССР, проф. (1937). Чл. КПСС с 1941. Род. в семье врача. Окончил теоретич. курсы им. Жуковского при Высш. технич. училище (1917). С 1918 в Сов. Армии, окончил школулётчиков (1918) и участвовал в Гражд. войне на Вост. фронте. После войны был инструктором-лётчиком и лётчиком-испытателем. В 1934 за установление мирового рекорда дальности по замкнутой кривой на расстояние св. 12 тыс. км удостоен звания Героя Сов. Союза. В 1937 вместе с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным совершил перелёт Москва - Сев. полюс - США. В 1940- 1941 нач. Лётно-исследоват. ин-та. С дек. 1941 участвовал в Великой Отечеств. войне в должностях командира авиадивизии (до февр. 1942), командующего ВВС Калининского фронта (февр. - май 1942), командующего 3-й (до мая 1943) и 1-й (до июня 1944) возд. армиями. С июля 1944 нач. Гл. управления боевой подготовки фронтовой авиации, с 1946 зам. командующего Дальней авиацией. Деп. Верх. Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени и Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды и медалями. Г.- первый из сов. лётчиков, получивший награду Междунар. авиационной федерации (ФАИ) - медаль де Лаво (1937). Портрет стр. 347.

ГРОМООТВОД, молниеотвод, часто встречающееся название устройства для предохранения жилых зданий, промышленных сооружений и т. п. от разрушительного действия молнии; правильнее молниеотвод.

ГРОМЫКО Андрей Андреевич [р.5(18).7. 1909, д. Старые Громыки, ныне Гомельской обл.], советский гос. и парт. деятель, Герой Социалистич. Труда (1969), доктор экономич. наук (1956). Чл. КПСС с 1931. Род. в крестьянской семье. В 1932 окончил экономич. ин-т. В 1936 -39 ст. науч. сотрудник Ин-та экономики АН СССР. С 1939 зав. Отделом амер. стран НКИД, советник посольства СССР в США, с 1943 посол в США и одновременно посланник в Республике Куба, с 1946 постоянный представитель СССР в Совете Безопасности ООН и одновременно зам. мин. иностр. дел СССР. В 1949 -52 первый зам. мин. иностр. дел СССР. С июня 1952 посол в Великобритании. С апр. 1953 первый зам. мин.,с февр. 1957 мин. иностр. дел СССР. Возглавлял делегации СССР на конференции в Думбартон-Оксе (1944) по созданию ООН и неоднократно на сессиях Ген. Ассамблеи ООН; участвовал в работах Крымской и Потсдамской конференций глав правительств СССР, США и Великобритании (1945), в совещаниях Политич. консультативного к-та гос-в - участников Варшавского договора, а также в ряде др. междунар. конференций и совещаний. Автор научных трудов по вопросам междунар. отношений, пред. комиссии по изданию дипломатич. документов. На 19-м съезде КПСС был избран канд. в чл. ЦК партии, с 20-го съезда - чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 2-го, 5 -8-го созывов. Награждён 5 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ГРОН (Нrоn), река в Чехословакии, лев. приток Дуная. Дл. 289 км, пл. басс. 5465 км2. Берёт начало на юж. склонах гор Низкие Татры. Верхнее и ср. течение - в ущельях и межгорных котловинах Зап. Карпат, нижнее - на Средне-дунайской равнине. Половодье весной, летняя межень. Сплавная. ГЭС. На Г.- гг. Банска-Бистрица и Зволен.

ГРОНИНГЕН (Groningen), провинция в Нидерландах. Пл. 2,3 тыс. км2. Нас. 517 тыс. чел. (1970). Адм. ц.- г. Гронин-ген. Основа экономики - с. х-во. Возделываются пшеница, овёс, ячмень, рожь, картофель (Г. и провинция Дренте дают вместе 30% всего экспорта семенного картофеля и крахмала в капиталистич. мире), сах. свёкла, лён. В р-не Слохтере-на- одно из крупнейших в Европе месторождений природного газа (запасы 1900 млрд. м3, по оценке 1967); в р-не Винсхотена добывается поваренная соль (раствор по трубопроводу подаётся в Делфзейл). Металлообработка и пищ. пром-сть.

ГРОНИНГЕН (Groningen), город на С.-В. Нидерландов. Адм. ц. провинции Гронинген. 168,8 тыс. жит. (1970), в агломерации 199,8 тыс. жит. Трансп. узел;каналы к зал. Долларт, Ваддензе, Эйсел-мер. Пищ. (гл. обр. сахарная), табачная, конфекционная пром-сть, металлообработка; крупные хим. и полиграфич. предприятия. Г. известен с 11 в.; в 1284 присоединился к Ганзейскому союзу. Университет (с 1614). Г. имеет прямоугольную сеть улиц, кольцо бульваров на месте укреплений 17 в.; в центре- пл. Гроте-маркт и Висмаркт. Готич. церкви 15 в.- Мартиникерк и А-керк; классицистич. ратуша (1802-10, арх. Я. О. Хюслей). В сер. 20 в. выстроены новые жилые р-ны и конторские здания в совр. стиле.

Лит.: Neurdenburg E., De historische schoonheid van Groningen, Amst., 1942.

ГРОНКИ (Gronchi) Джованни (р. 10.9. 1887, Понтедера), итальянский политич. и гос. деятель. В 1919 участвовал в основании католич. итал. Народной партии. В 1924 примкнул к оппозиц. Авентинскому блоку. Лишённый фаш. пр-вом в нач. 1925 парламентского мандата (Г. был депутатом с 1919), отошёл от политики. В период Движения Сопротивления (1943-45) был представителем Хрис-тианско-демократич. партии (созданной в 1943 на основе б. Нар. партии) в Комитете нац. освобождения. После 2-й мировой войны 1939-45 стал лидером одного из левых течений Христианско-демократич. партии, выступившего за проведение более гибкой линии в вопросах внутр. и внеш. политики (требования нек-рых социально-экономич. реформ, более самостоят. позиции Италии в вопросах междунар. политики и др.). В 1948-55 Г. пред. палаты депутатов, в 1955-62 президент Итал. Республики.

ГРООТ (Groot) Алберт Биллем де (13.1. 1892, Гронинген,-1963), голландский филолог. Специалист по общему языкознанию. Проф. Гронингенского (с 1919), Амстердамского (с 1921), Калифорнийского и Ванкуверского (с 1951), Вашингтонского (с 1952) и Утрехтского (с 1956) ун-тов. Значительны работы в области структурного языкознания и поэтики. Соч.: A handbook of antique prose-rhytm, The Hague, 1919; Structured syntaxis, Den Haag, 1949; Inleiding tot de algemene taalwe-tenschap. Tevens inleiding tot de grammatica van het hedendaagse Nederlands, 3 druk, Groningen, 1968.

ГРООТ (Grooth), семья немецких живописцев. Георг Кристоф Г. [10 или 21.1.1716, Штутгарт,-17(28).9.1749, Петербург], гл. обр. портретист, учился у своего отца Иоганна Кристофа. С 1743 работал в Петербурге, где был придворным художником. Автор изысканных портретов в духе рококо (конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком, 1743; портреты - вел. кн. Петра Фёдоровича, 1743, Елизаветы Петровны в чёрном маскарадном домино с маской в руке, 1748; все-в Третьяковской гал.). Иоганн Фридрих Г. [Иван Фёдорович; 1717, Штутгарт,-6(18).2.1801, Петербург], гл. обр. анималист, брат Георга Кристофа, учился у отца. Преподавал в петерб. АХ (акад. с 1765). Учитель М. М. Иванова. Барочные композиции Г. отмечены дробной детализацией и бедны по цвету ("Попугаи", 1766, "Кот и мёртвый заяц",

1777,- оба в Третьяковской гал.).

Лит.: Мюллер А. П., Иностранные живописцы] и скульпторы в России, М., 1925.

ГРОПИУС (Gropius) Вальтер (18.5. 1883, Берлин,-5.7.1969, Бостон, Массачусетс, США), немецкий архитектор и теоретик архитектуры. Один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре. Учился в Высших технич. школах Берлина и Мюнхена (1903-07), испытал влияние П. Беренса, ассистентом к-рого был в 1907-10. Г. стремился к выявлению конструкций и функционального назначения построек в их внеш. облике, что обусловило новизну архит. форм; напр., ленты остекления, опоясывающие здание обувной ф-ки "Фагус" в Альфельде (Н. Саксония, 1911, совм. с А. Мейе-ром), подчёркивают лёгкость навесной стены. В адм. здании на выставке "Немецкого Веркбунда" в Кёльне (1914) выразительно противопоставление кирпичных стен лёгким металлич. конструкциям и остеклению. В 1918 Г. возглавил школы прикладного и изобразит. иск-ва в Веймаре, объединив их под назв. "Государственный Баухауз" в 1919. В период работы в "Баухаузе" одним из первых стал осваивать те возможности для создания новых форм в совр. архитектуре и дизайне, к-рые заложены в индустр. произ-ве; Г. занимался социальными проблемами зодчества, не выходя, однако, за пределы реформистских иллюзий. В серийном произ-ве вещей, спроектированных художником-дизайнером, в индустр. домостроении Г. видел средство демократизации архитектуры и материально-бытовой среды, окружающей человека. После столкновения с консервативными властями Веймара Г. переводит "Баухауз" в Дессау, где строит для него новое здание (1925-26), к-рое имело значение манифеста выдвигаемых им принципов рационалистич. архитектуры; здесь задача организации функциональных процессов диктует асимметричное размещение масс здания. В кон. 20-х гг. Г. устанавливает тесные связи с мастерами сов. конструктивизма. В 1928 Г. переехал в Берлин, посвятив себя проблеме т. н. дешёвых жилищ (см. Жилище). Г. разработал приём "строчной застройки", при к-рой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами (пос. Даммершток близ Карлсруэ, 1927-28), создал также несколько прототипов экономичных квартир, широко использующихся в Западной Европе. В 1934 после прихода к власти нацистов эмигрировал в Великобританию. Вместе с арх. М. Фраем создал ряд построек (Импингтонский сельский колледж, 1936-39, и др.), способствовавших распространению функционализма в архитектуре страны. В 1937 переехал в США, в 1937-52 проф. (с 1938 руководитель) архит. отделения Гарвардского ун-та в Кембридже. Построил пром. посёлок Н ью-Кенсингтон близ Питсбурга (1941, совм. с М. Л. Брёйером), с лёгкими по конструкции домами, расположение к-рых подчинялось рельефу местности. В 1946 Г. организовал творческий коллектив из 8 молодых архитекторов (ТАС), проектировал с ним архит. комплексы зданий Гарвардского ун-та в Кембридже (1949-50) и ун-та в Багдаде (стр-во начато в 1961); опираясь на опыт функционализма и используя новые достижения строит. техники, построил неоклассич.здание посольства США в Афинах (1957- 1961), небоскрёб авиакомпании "Пан-американ эрлайнс" в Нью-Йорке (1963). Портрет стр. 349.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIII (стр. 384-385), а также т. 2, табл. XXIX; т. 3, стр. 49; т. 6, табл. VIII.

Соч.: Internationale Architektur, Munch. 1925; Bauhausbauten in Dessau, Munch. 1930; The new architecture and the Bauhaus L., [1935]; Wege zu einer optischen Kultur Fr./M., 1956; в рус. пер. - Границы архи-тектуры, М., 1971.

Лит.: Giediоn S., Walter Gropius Mensch und Werk, Stuttg., 1954; Argan G. C., Walter Gropius e la Bauhaus, 2 ed., [Torino, 1957]; Fitch J. M., Walter Gropius, N. Y., 1960. А.В.Иконников.

ГРОППЕР (Cropper) Уильям (р. 3.12. 1897, Нью-Йорк), американский график и живописец. Ученик Р. Хенри и Дж. Беллоуза, с 1920-х гг. активный сотрудник коммунистич. прессы. В сатирич. рисунках и линогравюрах Г. резко и темпераментно обнажены классовый смысл обществ. антагонизмов, бесчеловечность бурж. строя США. Страстность обличения, напряжённая динамика и лапидарность манеры, а подчас и черты экспрессионистич. деформации сказались также в его плакатах, иллюстрациях и живописи - станковой и монументальной. В 1930-е гг. Г. посвятил мн. рисунки и литографии борьбе рабочего класса; в сериях литографий на темы гражд. войны в Испании 1936-39 (участником к-рой он был) и 2-й мировой войны 1939-45 Г. разоблачал фашизм и создал героич. образы борцов-антифашистов.

Лит.: A selection of drawings from the "Worker" 1924-1960. Album, N. Y., [1960].

ГРОС (Grosz) Жорж (наст. имя и фам.- Георг Эренфрид, Ehrenfried) (26.7. 1893, Берлин,-6.7.1959, Зап. Берлин),немецкий график и живописец. Учился в АХ в Дрездене (1909-11) ив художеств.-пром. школе в Берлине (1911-13). С 1918 чл. компартии Германии. Организатор "Красной группы" художников (1924), с 1928 чл. Ассоциации рево-люц. художников Германии в Берлине. Нек-рое время примыкал к дадаизму и экспрессионизму, писал в духе "новой вещественности" остро психоло-гич. портреты. Широкую известность получили графич. циклы Г. (литография, рисунок, акварель) "Лицо господствующего класса" (1921), "Се человек" (1922), "Расплата следует!" (1922-23), "Новое лицо господствующего класса" (1930), острогротескная манера которых навеяна наивным уличным рисунком; Г. в них зло и язвительно обличал эгоизм, жестокость и развращённость буржуазии, бесчеловечность милитаризма, показывал ужасы нар. нищеты и бесправия и растущую сознательность рабочего класса. В 1932-59 Г. жил в США, где отошёл от политич. деятельности, но создал ряд острых социально-критич. картин ("Мир", „1946, Музей амер. иск-ва Уитни, Нью-Йорк).

Соч.: A little Yes and a big No, N. Y., 1946.

Лит.: [Сьедин В.], Георг Гросс, М.- Л., 1931; Lang L. (Hrsg.), George Grosz, В., 1966.

ГРОСГЛОКНЕР (GroBglockner), самая высокая вершина в Австрии, в хр. Высокий Тауэрн. Выс. 3797 м. Сложена кристаллич. породами, имеет форму заострённой пирамиды. На вост. склоне - ледники дл. до 9 км.

ГРОС-ЕГЕРСДОРФ (GroВ-Jagersdorf), селение в б. Вост. Пруссии (юго-западнее Инстербурга, ныне Черняховска), в районе к-рого_ 19(30) авг. 1757 во время Семилетней войны 1756-63 произошло сражение между рус. войсками под команд. фельдмаршала С. Ф. Апраксина (55 тыс. чел.) и прус. войсками под команд. фельдмаршала X. Левальда (24 тыс.). Рус. армия 21 июля (1 авг.) 1757 перешла прус. границу и 30 июля (10 авг.) заняла Инстербург. Прус. войска располагались на позиции у Велау, прикрывая путь на Кенигсберг. Апраксин решил обойти эту позицию с Ю. и переправился на лев. берег р. Прегель. Левальд также перешёл на лев. берег Прегеля и 19(30) авг. внезапно атаковал рус. войска, к-рые выступили на Алленбург, но ещё не закончили построения походного порядка. Лесисто-болотистая местность мешала быстрому развёртыванию рус. армии, центр к-рой (2-я дивизия В. А. Лопухина) был атакован превосходящими силами противника. Рус. войска благодаря мужеству солдат и инициативе отд. командиров отразили атаки противника. Ввод в бой бригады П. А. Румянцева привёл к перелому в ходе сражения, к-рое закончилось поражением пруссаков, потерявших 5 тыс. чел. и 29 орудий. Русские потеряли 5400 чел. Левальд отступил на прав. берег р. Прегель, открыв путь на Кенигсберг, но Апраксин не использовал победу; заняв 25 авг. (5 сент.) Алленбург, он отошёл к Тильзиту.

Ввиду ожидавшейся смерти имп. Елизаветы Петровны Апраксин действовал в интересах придворной партии, ориентировавшейся на наследника престола Петра Фёдоровича, противника войны с Пруссией. В результате кампания 1757 окончилась безрезультатно.

ГРОСС (GroB) Ганс (16.12.1847, Грац,- 9.12.1915, там же), австр. учёный, криминалист. В 1897-1902 проф. уголовного права Черновицкого, в 1902-05 Пражского, с 1905 Грацкого ун-тов. Один из основоположников криминалистики, а также один из создателей судебной психологии. Работа Г. "Криминалистическая психология" (1898) - первое крупное произведение по судебной психологии. Создал первый в мире музей криминалистики в Граце. Осн. произведение Г.- "Руководство для судебных следователей, как система криминалистики" (1893, рус. пер. 1895-96, 1908 и 1930). Г. - основатель журнала "Archiv fur Kriminalanthropologie und Kriminalistik" ("Архив по криминалистической антропологии и криминалистике"). С 1898 до 1915 Г. гл. редактор этого журнала. Г.- автор работ, показывающих значение применения данных естеств. и точных наук к задачам раскрытия преступлений и обнаружения преступника. А. Ю. Штромас.

ГРОСС Евгений Фёдорович [р. 8(20). 10. 1897, г. Колпино, ныне Ленингр. обл.], советский физик, чл.-корр. АН СССР (1946). В 1924 окончил Ленингр. ун-т, с 1938 проф. там же. С 1944 работает также в Физико-технич. ин-те АН СССР, а с 1964 в Ин-те полупроводников АН СССР. Осн. труды по оптике твёрдого тела. В 1930 провёл количественные измерения тонкой структуры линии Рэлея, вызванной распространением тепловых волн при рассеянии света в кристаллах и жидкостях. В 1935 обнаружил спектры межмолекулярных колебаний - "грос-совские" частоты. В 1951 открыл оптич. спектр экситона, экспериментально доказав существование экситонов в кристаллах. В дальнейшем детально исследовал свойства экситонов и их роль в различных физич. явлениях (фотопроводимость, люминесценция), обнаружил у них диамагнетизм, явления Зеемана и Штарка, ионизацию во внешнем элект-рич. поле, инверсию магнитного поля экситона и распределение Максвелла по скоростям экситонов, оптич. аналог Мёсс-бауэра эффекта, роль экситонов в когерентном излучении кристаллов, открылоптич. спектр биэкситона и др. Гос. пр. СССР (1946). Ленинская пр. (1966). Награждён орденом Ленина и медалями.

Соч.: Спектр возбуждения экситонов в кристаллической решетке, "Успехи физических наук", 1957, т. 63, в. 3; Экситон и его движение в кристаллической решетке, там же, 1962, т. 76, в. 3.

Лит.: Захарченя Б. П., Каплянский А. А., Е. Ф. Гросс, "Успехи физических наук", 1968, т. 94. в. 2.

ГРОСС (нем. GroB), мера счёта, равная 12 дюжинам, т. е. 144 штукам.

ГРОССГЕЙМ Александр Альфонсович [23.2(6.3). 1888, с. Лиховка, ныне Днепропетровской обл. -4.12. 1948, Ленинград], советский ботаник, акад. АН СССР (1946; чл.-корр. 1939), акад. АН Азерб. ССР (1945). Окончил Московский ун-т (1912). Работал в Тбилисском ботанич. саду (1913-26), Тбилисском политехнич. ин-те (1917-30), Азерб. ун-те (1927- 1946). Организатор и директор Ботанич. ин-та АН Азерб. ССР (1936-47). С 1947 зав. сектором кавказской флоры Ботанич. ин-та АН СССР и зав. кафедрой ЛГУ. Осн. работы посвящены флоре, растительности и растит. ресурсам Кавказа. Автор сводок: "Флора Кавказа" в 4 томах (1928-34; 2 изд. не закончено, вышло 7 тт., 1939-67), "Анализ флоры Кавказа" (1936), "Растительные ресурсы Кавказа" (1946, Гос. пр. СССР, 1948), "Растительный покров Кавказа" (1948), "Определитель растений Кавказа" (1949). Предложил (1945) оригинальную филогенетическую систему покрытосеменных. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Портрет стр. 352.

Лит.: А.А.Гроссгейм. 1888 - 1948, М.- Л., 1953 (Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологических наук. Ботаника, в. 4). Д. В. Лебедев.

ГРОССЕ (Grosse) Эрнст (29.7.1862, Стендаль,-26.1.1927, Фрейбург), немецкий этнограф и искусствовед. В основном занимался проблемой возникновения иск-ва и форм семьи. Работы Г. ("Формы семьи и формы хозяйства", 1896, рус. пер. 1898; "Происхождение искусства", 1894, рус. пер. 1899) содержат огромный фактический этнографич. и ар-хеологич. материал, однако в трактовке его сочетаются вульгарный материализм и идеализм. Напр., типы семьи, а также происхождение и ранние формы иск-ва Г. механически связывал с "формами хозяйства", под к-рыми понимал лишь формы использования орудий произ-ва. Но по мере обществ. эволюции иск-во, по Г., совершенно отрывается от практич. потребностей людей и развивается лишь в результате присущего человеку чувства прекрасного и стремления к эстетич. наслаждению.

ГРОССЕТО (Grosseto), город в Италии, в обл. Тоскана. Адм. ц. провинции Грос-сето. 60,1 тыс. жит. (1969). Произ-во с.-х. машин, насосов; получение металлич. ртути из киновари (месторождение Монте-Амиата). Близ Г. добыча пирита (80% всей добычи в стране).

ГРОССМАН Василий Семёнович [29.11(12.12).1905, Бердичев, -14.9.1964, Москва], русский советский писатель. Окончил физико-математич. ф-т МГУ (1929). Работал в Донбассе инженером-химиком. Первая повесть Г. "Глюкауф" из жизни сов. шахтёров (1934) и рассказ "В городе Бердичеве" (1934) обратили на себя внимание М. Горького. Герои более поздних рассказов ("Четыре дня", "Товарищ Фёдор", "Кухарка"), пройдя через подпольную борьбу против царизмаи Гражд. войну, становятся строителями нового общества. Они показаны в обыденных жизненных обстоятельствах, что оттеняет необыкновенность их душевного склада. В романе "Степан Кольчугин" (ч. 1-4, 1937-40) рассказано о молодом рабочем, к-рый приходит в ряды большевистской партии.

В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 Г.- воен. корреспондент газ. "Красная звезда" - публикует серию очерков о борьбе сов. народа против фашистов и повесть "Народ бессмертен" (1942) - первое крупное произв. о событиях войны, где дана обобщённая картина нар. подвига. В 1952 опубл. роман "За правое дело", в к-ром содержится попытка широкого осмысления исторического опыта Великой Отечественной войны. Осн. тема романа - тема народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть защиты родной земли. Война предстаёт здесь во всей её конкретности - от событий историч. масштаба до мельчайших подробностей, из к-рых складываются эти события. Позднее Г. опубликовал ряд рассказов ("Дорога", "Несколько печальных дней" и др.) и лирич. дневник-очерк о поездке в Армению "Добро вам!" (1965). Награждён 3 орденами, а также медалями.

Соч.: За правое дело, ч. 1 - 3, М., 1954; Повести. Рассказы. Очерки. [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1958; Старый учитель. Повести и рассказы, М., 1962; Добро вам! Рассказы. [Предисл. Н. Атарова], М.. 1967.

Лит.: Мясников А., Литература и война, "Октябрь", 1942, № 11; Перцов В., Подвиг и герой, "Знамя", 1945, № 9; Гал а н о в Б., Эпопея народной борьбы, "Молодой коммунист", 1953, № 1; Бочаров А. Г., В. Гроссман. Критико-биографический очерк, М., 1970; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 1, Л., 1959. Г. Н. Мунблит.

ГРОССМАН Леонид Петрович [12(24). 1.1888, Одесса, -15.12.1965, Москва], советский литературовед. Окончил юридич. ф-т Новороссийского ун-та в Одессе (1911). Начал печататься в 1903. Проф. Моск. гор. пед. ин-та им. В. П. Потёмкина. Осн. работы посвящены творчеству Ф. М. Достоевского и др. писателям 19 в., вопросам поэтики, связям рус. лит-ры с обществ. мыслью и зап.-европ. лит-рой, драматургии и театру. Автор романов и повестей: "Записки Д'Арши-ака" (1930), "Рулетенбург" (1932), "Бархатный диктатор" (1933).

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 4, М., 1928; Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М.- Л., 1935; Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31 - 32, М.,1937; Театр Сухово-Кобылина, М.- Л., 1940; Н. С. Лесков, М.. 1945; Пушкин, 3 изд., М., 1960; Достоевский, 2 доп. изд., М., 1965; Роман Нины Заречной, альм. "Прометей", т. 2, М., 1967.

ГРОССМЕЙСТЕР (нем. GroВmeister), великий магистр, в католической церкви глава духовно-рыцарского ордена. Избирается пожизненно членами ордена, утверждается папой римским. В ср. века, когда влияние духовно-рыцарских орденов было значительным, Г. играли большую политич. роль в феод. мире Европы. При утрате орденами прежнего влияния, термин "Г." сохранил значение титула глав нек-рых орденов.

ГРОССМЕЙСТЕР (нем. GrоВmeister- большой мастер), высшее почётное спортивное звание по шахматам и шашкам; присваивается междунар. федерациями и в СССР, в Венгрии - только по шахматам. В СССР звание Г. по шахматам установлено в 1935; в 1935-70 его получили (и выполнили нормативы для получения) 40 чел. Первый сов. Г. - М. М. Ботвинник. В 1949 Междунар. шахматная федерация (ФИДЕ, осн. в 1924) учредила звание междунар. Г. К нач. 1971 это звание было присвоено 104 лучшим шахматистам мира; среди них 36 сов. спортсменов: И. Е. Болеславский, И. 3. Бондаревский, М. М. Ботвинник, Д. И. Бронштейн, П. П. Керес, А. А. Котов, Г. Я. Левенфиш, А. А. Лилиен-таль, В. В. Рагозин, В. В. Смыслов, С. М. Флор (в 1950); Ю. Л. Авербах, Е. П. Геллер, В. Л. Корчной, Т. В. Пет-росян, Б. В. Спасский, М. Е. Тайманов, М. Н. Таль, А. К. Толуш (в 1952- 1957); В. С. Антошин, Е. А. Васюков, А. П. Гипслис, Б. И. Гургенидзе, Э. Е. Гуфельд, А. Н. Зайцев, А. Е. Карпов, Н. В. Крогиус, А. Я. Лейн, В. М. Либерзон, Л. А. Полугаевский, В. П. Симагин, А. С. Суэтин, С. А. Фурман, Р. Д. Холмов, Л. А. Шамкович, Л. 3. Штейн (в 1960-70). В 1958 учреждено звание Г. Междунар. федерации игры в шахматы по переписке (ИКЧФ), к-рое получили 20 шахматистов разных стран, среди них 6 советских, в т. ч. чемпионы мира ИКЧФ В. П. Загоровский и В. В. Рагозин.

В 1970 было 12 гроссмейстеров СССР по шашкам (звание установлено в 1961): 7 - по русским и 5 - по междунар. стоклеточным шашкам. В 1948 установлено звание междунар. Г. Всемирной федерации шашек (ФМЖД).

В числе 14 междунар. Г. по шашкам сов. спортсмены - чемпион мира А. Г. Андрейко, экс-чемпионы И. И. Ку-перман и В. И. Щёголев. Л. И. Абрамов.

ГРОССО (Grosso) Альфонсо (р. 1928, Севилья), испанский писатель. Один из видных представителей т. н. "молодого" или "объективного романа". В романах "Канава" (1961) и "Ослепительно голубое небо" (1961, рус. пер. 1967) дано социальное исследование исп. провинции с её острыми противоречиями. Романы "Сети", "Страстная пятница" (1963, рус. пер. 1964) и "Паломничество", объединённые в трилогию "Слева от солнца", показывают социальную трагедию исп. труженика. Г. опубл. сб. "Херминаль и др. рассказы" (1963), книги очерков и путевых заметок; кн. "Вниз по реке" (1966, совм. с А. Лопесом Салинасом) - документальное разоблачение эксплуатации батраков на юге Андалусии. В романе "Тайфун Инес приближается" (1968) отразились впечатления от поездки на ре-волюц. Кубу.

Соч.: Testa de copo, Barcelona, 1963; Cuadros de interior, [Barcelona], 1966; в рус. пер.- Ослепительно голубое небо, предисл. Л. Осповата, М., 1967.

Лит.: Ferres A., Noticia de Alfonso Grosso, "Realidad", 1966. febr.

И. А. Тертерян.

ГРОССУЛЯР (от позднелат. grossula-ria - крыжовник), минерал из группы граната. Хим. состав Саз(А1,Fе)2[SiO4]з. Бесцветный до буро-жёлтого, зелёного. Твёрдость по минералогич. шкале 6,5-7,0; плотность 3530-3600 кг/м3.

ГРОСУЛ Яким Сергеевич [р. 8(21).9. 1912], советский историк, чл.-корр. АН СССР (1966). Акад. и президент АН Молд. ССР (с 1961). Чл. КПСС с 1939. Специалист по истории и историографии Молдавии 19-20 вв., автор и соавтор монографий "Крестьяне Бессарабии (1812-1861 гг.)" (1956), "Крестьянская реформа 60-70 гг. XIX в. в Бессарабии" (1956); 2-томной "Истории Молдавской ССР" и мн. др. работ. Деп. Верх. Совета СССР 5-6-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина и 2 др. орденами.

ГРОСФАТЕР, гросфатертанц (от нем. GrоВvater - дедушка, Tanz - танец), немецкий шуточный танец, сопровождавшийся пением. Был распространён в 17-19 вв. Исполнялся на семейных праздниках (общий заключительный танец). Состоял из медленной трёхдольной и быстрой двухдольной частей. Использован в циклах фп. пьес "Бабочки" и "Карнавал" Шумана, в балете "Щелкунчик" Чайковского.

ГРОТ (Grote) Джордж (17.11.1794, графство Кент,- 18.6.1871, Лондон), английский историк античности. Гл. труд Г., посвящённый истории Др. Греции с древнейших времён до 301 до н. э., отличался для своего времени яркостью и полнотой изложения материала. Он исследовал преим. политич. историю; крайне идеализировал афинскую демократию. Рассматривая раннюю греч. историю с позиций гиперкритицизма, Г. отрицал достоверность событий вплоть до 8 в. до н. э.; модернизировал историю Др. Греции.

С о ч.: History of Greece, 5 ed., v. 1-10, L., 1888; Plato and the other companions of Sokrates, 2 ed., v. 1 - 3, L., 1867; Aristotle, v. 1 - 2, L., 1872; Fragments on ethical subjects, L., 1876; The minor works, L., 1873.

Лит.: Бузескул В. П., Введение в историю Греции, Зизд.,П., 1915, с. 270 - 81; Васильевский В. Г., Взгляд на историю афинской демократии, "Журнал Министерства народного просвещения", 1867, ч. 134, с. 87 -145. Л. Н. Казаманова.

ГРОТ Николай Яковлевич [18(30).4.1852, Хельсинки, - 23.5(4.6). 1899J, русский философ-идеалист. Сын Я. К. Трота. Проф. Моск. университета (с 1886), пред. Моск. психологич. общества, первый редактор журнала "Вопросы философии и психологии" (с 1889). Г. эволюционировал от позитивистского отрицания философии ("Отношение философии к науке и искусству", 1883) к попыткам создать самостоят. систему, используя для этого, в частности, элементы философии Дж. Бруно, И. Канта, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. Ранние психологич. работы Г. ("Психология чувствований...", 1879-80) обнаруживают влияние рефлекторной теории И. М. Сеченова. В дальнейшем Г. стремился построить учение о взаимодействии психич. и материальных процессов, вводя понятие психич. энергии, что сближает его концепцию с энергетизмом В. Оствальда. Г. стремился доказать бытие бога, выступив одним из предшественников веховства (см. "Ве-xи") и богоискательства.

Соч.: Основные моменты в развитии новой философии, М., 1894; Джордано Бруно и пантеизм, Од., 1885; Философия и ее общие задачи. Сб. ст., СПБ, 1904.

Лит.: Николай Яковлевич Грот..., СПБ, 1911 (имеется библ.). П. С. Шкуринов.

ГРОТ Яков Карлович [15(27). 12.1812, Петербург,- 24.5(5.6). 1893, там же], русский филолог, акад. Петерб. АН (1856). Проф. Гельсингфорсского ун-та (1840-52), проф. Петерб. лицея (1852- 1862). Автор работ по истории швед. и фин. лит-ры, по сканд. фольклору и мифологии, переводов сканд. поэтов, а также исследований о рус. лит-ре: "Пушкин, его лицейские товарищи и наставники" (1887, 2 изд. 1899), "Литературная жизнь Крылова", "Очерк жизни и поэзии Жуковского" (1883). Издал "Сочинения Г. Р. Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота" (т. 1-9, 1864-83) и др. "Филологические разыскания" (т. 1-2, 1873, 4 изд. 1899) посвящены рус. грамматике и лексикологии. Большое значение имел труд "Русское правописание" (1885, 22 изд. 1916), установивший нормы рус. правописания, к-рое с небольшими изменениями сохранялось до орфографич. реформы 1918. В 1891 под рук. Г. стал издаваться ака-демич. "Словарь русского языка" (участвовал в трёх выпусках - буквы А -Д).

Соч.: Труды, под ред. К. Я. Грота, т. 1 - 5, СПБ, 1898 -1903; Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, т. 1-3, СПБ, 1896.

Лит.: Грот К. Я., Материалы для жизнеописания акад. Я. К. Грота, СПБ, 1912; Памяти акад. Я. К. Грота. 1812 - 1893, СПБ, 1913; Виноградов В. В., Русская наука о русском литературном языке, "Уч. зап. МГУ", 1946, в. 106, т. 3, кн. 1; Цейтлин Р. М., Краткий очерк истории русской лексикографии, М., 1958, гл. 7.

P.M. Цейтлин.

ГРОТ, Гротс Янис Янисович [27.1 (9.2). 1901, Силамуйжа, ныне Мадон-ский р-н Латв. ССР,-30.11.1968, Рига], латышский советский поэт. Род. в крестьянской семье. Г. вошёл в латыш. поэзию как романтик, бунтарь против бурж. действительности, пылко утверждающий будущее человечества (сб. "Вешние воды", 1925, "Вечерние облака", 1930, и др.). Писал сатирич. пьесы о бурж. Латвии ("Привет свободной Латвии!", 1930), ли-рико-романтич. драмы ("Пушкин", 1937; "Стенька Разин", 1932, и др.). К концу 30-х гг. его поэзия становится грустной, усталой ("В глубоких снегах", 1939). В стихах Г. сов. лет звучат мотивы дружбы народов, филос. раздумья (сб. "Утренний час", 1946; "Вечерние рассказы в посёлке", 1959). Поэзию Г. отличают душевность, музыкальность.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-6, Riga, 1968 - 1971.

Лит.: Очерк латышской советской литературы. Рига, 1957. И. В. Киршентале.

ГРОТ (франц. grotte, от итал. grotta), 1) неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом; 2) расширение пещеры после узкого прохода; 3) ниша в конце ледникового языка, откуда вытекают талые воды.

ГРОТ в архитектуре, тип паркового сооружения (порой в виде павильона), кладка и отделка к-рого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естеств. пещеру. Г. были особенно широко распространены в европ. садово-парковой архитектуре 17-18 вв. (в России - с 18 в.).

ГРОТГЕР (Grottger) Артур (11.11.1837, Оттынёвице, ныне Отыневичи Жидачов-ского р-на Львовской обл.,-13.12.1867, Амели-ле-Бен, Франция), польский график и живописец. Представитель романтизма. Учился во Львове (1848-52) у Я. Машковского и Ю. Коссака, в Школе изящных иск-в в Кракове (1852-54) и в венской АХ (1855-58). Создал циклы картонов (итал. карандаш, мел), посвящённые драматич. событиям нац.-освободит. борьбы и Польского восстания 1863-64. Писал историч. композиции, портреты, батальные и жанровые сцены. Реализм и патриотич. героика уживаются у Г. с элементами академизма и мистич. символики.

Лит.: Р и с i a t a-P awlowska J., Artur Grottger, Torun, 1962.

ГРОТГУС, Гроттус (Grotthuss, Grothus) Кристиан Иоганн Дитрих (с 1805 известен как Теодор Г.) [20.1. 1785, Лейпциг,-14(26).3.1822, Гедучяй (Литва)], прибалтийский физик и химик. В 1803- 1804 и 1806-08 слушал лекции в высших школах Лейпцига и Парижа. В 1805 дал первое правильное теоретич. объяснение разложения воды электрич. током. Установил, что свет, поглощённый веществом, может вызывать в нём химич. реакцию (см. Гротгуса закон), открыл ускоренное окисление веществ свободным кислородом под действием света. Теориями Г., особенно в области электролиза и химического сродства, пользовались многие исследователи, не упоминая его имени.

Соч.: Abhandlungen uber Elektrizitat und Licht, Lpz., 1906 (Ostwald's Klassiker der exakten Wissenschaften, № 152), в рус. пер.: О разложении посредством гальванического электричества воды и растворенных в ней веществ, в кн.: Избранные труды по электричеству, М., 1956.

Лит.: Страдынь Я. П., Теодор Грот-гус. М., 1966 (имеется библ.).

ГРОТГУСА ЗАКОН, первый закон фотохимии, согласно к-рому хим. реакцию в веществе может вызвать только поглощённая часть падающего на него света. Впервые высказан на основании теоретич. соображений в 1818 К. Гротгусом. Это положение обосновали экспериментально Дж. Гершель (1842) и Дж. Дрейпер (1843); оно называется также законом Гротгуса - Дрейпера. Г. з. имел важное значение как предшественник закона фотохимич. эквивалентности, открытого А. Эйнштейном в 1912-13 (см. Фотохимия).

ГРОТЕВОЛЬ (Grotewohl) Отто (11.3. 1894, Брауншвейг,- 21.9.1964, Берлин), деятель герм. рабочего движения, политич. и гос. деятель ГДР. По профессии печатник. Окончил 8-летнюю школу; в 1924- 1926 учился в Академии им. Лейбница в Ганновере, в 1926-30 вольнослушатель Высшей политич. школы, Высшей коммерческой школы в Берлине и Берлинского университета. Вступил в 1908 в организацию социалистич. рабочей молодёжи в Брауншвейге, в 1910 стал её председателем, активно боролся против милитаризма. В 1912 вступил в С.-д. партию Германии. В 1914-18 служил в армии, осуждал предательскую политику руководства С.-д. партии. В 1918 вступил в Независимую с.-д. партию Германии, в 1922 стал снова чл. С.-д. партии, впоследствии принадлежал к её левому крылу. В 1919-21 служащий коммунальной страховой кассы. В 1920- 1925 деп. ландтага земли Брауншвейг, в 1921-22 мин. внутр. дел и нар. образования, в 1923-24 мин. юстиции пр-ва Брауншвейга. В 1925-33 деп. герм. рейхстага от С.-д. партии. Одновременно пред. орг-ции С.-д. партии в Брауншвейге, в 1925-33 президент земельной страховой компании Брауншвейга. В 1933, после захвата власти нацистами, был отстранён от работы. Принимал активное участие в нелегальной антифаш. борьбе. В 1938 Г. был арестован по обвинению в гос. измене и до марта 1939 находился в тюрьме. В ноябре вновь арестован по подозрению в заговоре против Гитлера и в течение 4 мес был под следствием. После освобождения продолжал антифаш. деятельность. В 1940-45 работал в одной из берлинских строит. контор.

После разгрома фаш. режима в Германии Г. развернул активную деятельность в восстановленной С.-д. партии Германии. В 1945 был избран пред. Центр. правления С.-д. партии. Решительно выступил за единство герм. рабочего движения. При непосредственном активном участии Г. в 1946 в восточной части Германии произошло объединение КПГ и СДПГ в Социалистич. единую партию Германии (СЕПГ).

На объединит. съезде в апр. 1946 Г. был избран в Центр. правление СЕПГ и стал (вместе с В. Пиком) одним из её председателей. С 1946 чл. Центрального секретариата Правления СЕПГ, с 1949 чл. Политбюро Центрального правления, а затем - Политбюро Центрального Комитета СЕПГ. После провозглашения Германской Демократич. Республики (7 окт. 1949) стал премьер-министром ГДР. С 1947 Г. входил в состав постоянного комитета Нем. нар. конгресса за единство и справедливый мир, а в 1948-49 в состав Нем. нар. совета. Был пред. Конституц. комиссии Народного совета, разработавшей первую Конституцию ГДР (1949). С 1950 чл. Нац. совета Нац. фронта демократич. Германии. С сент. 1960 - один из зам. пред. Гос. совета ГДР. Г. неоднократно выступал с заявлениями и мн. конструктивными предложениями, в к-рых находили отражение последовательная борьба ГДР за демократию и социализм, за укрепление дружбы с Советским Союзом и др. социалистич. странами, против возрождения милитаризма и реваншизма в ФРГ, за мир и безопасность в Европе. Награждён орденом Карла Маркса, 3 орденами (в золоте) за заслуги перед отечеством. Трижды удостоен звания Героя Труда ГДР (1954, 1959, 1964). Награждён орденом Ленина.

Соч.: Im Kampf um die einige Deutsche Demokratische Republik. Reden und Aufsatze, Bd 1 -6, В., 1959-1964; в рус. пер.- Избр. произв. (1945-1960), М.,1966. В.И.Цапанов.

ГРОТЕСК (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) орнамент, включающий в причудливых, фантастич. сочетаниях изобразит. и декоративные мотивы (растит. и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д.). Г. были названы др.-рим. лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (1 в. н. э.) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, худ. Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля).

2) Тип художеств. образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает "формы самой жизни", создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает "противоречивое единство" разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.

Г.- древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое иск-во (напр., фигуры "химер" на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока - в драме). Став характерной формой н а-родной культуры (особенно - карнавалов) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистич. и стихийно диалектич. понимание бытия народом. Художеств. вершина этого "гротескного реализма" - литература, живопись и театр Ренессанса (напр., "Похвала глупости" Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итал. комедия дель арте, живопись X. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно - "Гарган-тюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ре-нессансного Г.- отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирич. смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной "неготовности" бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство историч. перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.

Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирич. Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтич. Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагич. ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетич. и нравственного (напр., у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинпле-на и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы -"Человек, который смеётся"). Нем. романтики отчётливо различают в гротескном мире "добро" и "зло", разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии и сарказма ("Крошка Цахес" и "Повелитель блох" Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. совершили художеств. открытие - душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю "бесконечность" личности.

Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя - художников с весомым романтич. наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историч. ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирич. Г.- "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г.

В 20 в. Г. становится вновь характерной формой иск-ва, в т. ч. ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм, сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в к-ром правит "оно" - непостижимая и бесчеловечная сила, "безусловная необходимость", превращающая человека в марионетку; Г. пронизан "страхом жизни" и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве мн. крупных художников 20 в., гротескный мир к-рых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму ("Превращение" и "Процесс" Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло, живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистич. Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историч. "стихию" и могущество зла, сохраняет при этом осн. мотивы "гротескного реализма" и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского ("Клоп", "Баня"), пьесы-сказки Е. Л. Шварца ("Дракон", "Голый король"), опера-сказка "Любовь к трём апельсинам" С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда.

Как элемент стиля заострённый комич. приём Г. характерен для ряда комич. жанров - карикатуры, памфлета, фарса, буффонады, клоунады, эксцентрики и др.

Лит.: Луначарский А., О смехе. Собр. соч., т. 8, М.. 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. В., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана "Шинель" Гоголя, в его кн.: О прозе. Л., 1969; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960: Pie1 P., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance. В.. 1962.

Н. П. Розин.

ГРОТЕСК, вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек.

ПРАВДА, ПРАВДА, ПРАВДА. Применяется гл. обр. для набора заголовков в газетах, объявлений, афиш

ГРОТЕФЕНД (Grotefend) Георг Фридрих (9.6.1775, Мюнхен,-15.12.1853, Ганновер), немецкий филолог, положивший начало дешифровке др.-персидской клинописи. Свои исследования начал, будучи школьным учителем в Гёттингене. В основу дешифровки взял 2 надписи перс. царей Ахеменидов. Исходя из повторяемости в этих надписях разгаданного им слова "царь" и опираясь на цепь логич.рассуждений, прочёл (в 1802) начало первой надписи как "Дарий, царь великий, царь царей, Гистаспа сын, Ахеменид", а начало второй как "Ксеркс, царь великий, царь царей, Дария царя сын, Ахеменид".

Техническая характеристика некоторых грохотов, выпускаемых в СССР


Тип грохота

Марка

Макс. производительность,

М3/Ч

Размер сит, мм

Количество сит

Размер отверстий сит, мм

Мощность электродвигателя, квт

Масса, кг

Назначение

Вибрационный наклонный

ГГТ-42

250

1500X3750

2

80X80 135X135

17

6615

Для сортировки строительных материалов крупностью до 400 мм

Вибрационный наклонный

ГГС-42

150

1500X3750

2

26X26 5X20

13

3500

Для сортировки строительных материалов крупностью до 150 мм

Вибрационный горизонтальный

ГСС-42

80

1250X1820

3

11X11 26X26 5X20

5,5

2100

Для сортировки строительных материалов крупностью до 150 мм

Резонансный двух-массный

ГРЛ 62-1

-

2000X5000

2

от 6X6 до 95X95

11

22540

Для сортировки и обезвоживания антрацитов, газовых и энергетических углей

Плоскокачающ ий-ся 4-коробный

ГПО-4М

100

1500X6000

2

1X1

11

10567

Для обезвоживания строительных материалов, угля и др. крупностью до 25 мм

Дуговой

СД-1

200

830X1330

1

от 0,5 до 1,5

350

Для сортировки и обезвоживания строительных материалов, угля и др. крупностью до 6 мм



Лит.: Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л. -М., 1958. И. М. Дьяконов.

ГРОТОН (Groton), город на Атлантич. побережье США, в шт. Коннектикут, при впадении р. Темс в пролив Лонг-Айленд. 38,5 тыс. жит. (1970). Имеется крупная верфь, строящая подводные лодки (в т. ч. атомные подводные лодки). Вблизи - база подводного флота США.

ГРОТСВИТА (Hrotsvitha) (ок. 935- ок. 975), немецкая писательница; см. Хросвита.

ГРОТТУС Кристиан (1785-1822), прибалтийский физик и химик; см. Гротгус К.

ГРОТФОНТЕЙН, Хрутфонтейн (Grootfontein), населённый пункт в Намибии (Юго-Зап. Африка). Ок. 3,7 тыс. жит. Веткой связан с ж. д. Цумеб - Уолфиш-Бей. Центр с.-х. р-на (кукуруза, животноводство). В р-не Г.- добыча меди, свинца, цинка и ванадия.

ГРОХОТ, устройство или машина для механич. сортировки сыпучих материалов по крупности частиц (кусков). Применяется для разделения на фракции угля, руд, щебня и т. д., а также для обезвоживания материалов (обогащённых углей, промытых руд и т. д.). Г.- один из осн. видов технологич. оборудования дробильно-сортировочных заводов и обогатительных фабрик. Г. подразделяются на неподвижные - устройства, и подвижные-машины.

Неподвижные Г. (колосниковые, дуговые, конические) состоят из рабочего органа неподвижной просеивающей поверхности и установки для её крепления. Колосниковые Г. имеют наклонную поверхность и щель св. 50 мм и применяются для грубой сортировки крупнокусковых материалов; дуговые Г. используются для обезвоживания и сортировки мелкозернистых материалов (угля, песка); конические - для обезвоживания и грубой сортировки.

Высокую эффективность грохочения обеспечивают подвижные Г. (машины).

Они состоят из одной или нескольких просеивающих поверхностей (сит), устройств для их установки и механизма, приводящего сита в

Просмотров: 450 | Добавил: wilegladut | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz