Статьи
Диафрагма — тонкая мышечно-сухожильная перегородка, изогнутая в виде купола, обращенного выпуклой поверхностью в грудную полость, которая отделяет ее от брюшной полости. мышечные пучки, конвергируя вверх, к диафрагме, переходят в ее сухожильный центр. диафрагма с обеих сторон начинается от внутренних поверхностей хрящей и прилежащей костной части vii-xii ребер, задней поверхности мечевидного отростка грудины и передней поверхности поясничных позвонков. В диафрагме существует несколько отверстий, через которые проходят пищевод, кровеносные сосуды и нервы. Диафрагма играет важную роль в процессе дыхания. при сокращении диафрагмы ее купол уплощается, благодаря чему объем грудной полости увеличивается (при вдохе). при каждом выдохе она расслабляется и восстанавливает свою куполообразную форму.
Если говорить простым языком — диафрагма отделяет наши внутренности от лёгких. Диафрагма — мышца, а не просто целлофановый пакет, на котором расслабленно валяются наши лёгкие. Она выполняет определённую функцию. Но какую? Одно из проявлений действия диафрагмы можно обнаружить если слегка покашлять или засмеяться. Можете попробовать прямо сейчас. Бока и живот выступают вперёд когда вы начинаете смеяться или покашливать. Это и есть работа диафрагмы. Двигаясь вниз диафрагма вытесняет внутренности и поэтому живот и бока немного выступают наружу – это то, что мы и наблюдаем. Таким образом заполняются воздухом нижние отделы лёгких, которые в повседневной жизни мы используем мало. Диафрагменное дыхание и есть правильное дыхание, которому мы с вами должны научиться. Но как и зачем? Разве это даёт что-нибудь? Однозначно.
Как показывает практика, диафрагменное дыхание намного эффективнее, чем грудное, ведь кислород поступает в кровь активнее, поэтому даже йоги во всю практикуют управление диафрагмой. Это сохраняет энергию, и, что самое главное даёт вам больше контроля над голосом.
Многие вокалисты считают, что диафрагменное дыхание нужно, чтобы взять побольше воздуха, но это не совсем так. Да, можно взять больше воздуха, но если вы поёте правильно, то даже длинная фраза не потребует от вас полного заполнения лёгких. Более того, черезмерное количество воздуха будет способствовать появлению зажимов, так как вы будете тратить силы на то, чтобы удержать весь объём внутри, как надутый до предела шарик.
Тем не менее диафрагма используется в пении так же активно, как и связки, а именно — для удержания опоры, эффективного управляемого вибрато, динамики – всего, что в сумме составляет поставленный голос. Обучаясь диафрагменному типу дыхания мы учимся контролировать свой голосовой аппарат, что очень важно.
Типичная ошибка начинающих вокалистов — поднятие плеч при вдохе. Это так называемое ключичное дыхание, при этом блокируется и зажимается шея, что крайне нежелательно в пении. Часто это и является показателем того, что вы набираете слишком много воздуха.
Проконтролируйте работу диафрагмы: в горизонтальном положении(на кровати, например, или на полу) положите ладонь чуть ниже солнечного сплетения. Это место должно подниматься, когда вы вдыхаете и вы это сразу обнаружите. Если не получается попробуйте опереться животом во что-нибудь устойчивое (например в рояль) обе руки прижмите плотно на бока. Теперь попробуйте пропускать воздух сквозь зубы на звук «с-с-с-стх» последний «тых» должен быть сильным, как будто вы беззвучно кашляете. В результате вы должны увидеть, что ваш живот резко надувается, отталкивая вас от упора. Поделайте так с минуту.
В общем, говоря по-простому, принцип работы при занятиях вокалом такой – отпускаете живот и бока наружу, раздуваете их и воздух сам набирается куда надо, при этом нельзя забывать про плечи.